Ездовой спорт

С аляскинских хаски когда-то и начался весь ездовой спорт. Коренные жители Аляски и европейцы  с «золотой 
лихорадки» изначально ездили на местных собаках, нынешних аляскинских маламутах, которые были выносливы,
но медленны в движении. Их скорость, как правило, не превышала 10 км/час. Но золото нужно было не только найти, 
но и успеть зарегистрировать быстрее других.

Завезенные с Чукотки сибирские хаски хоть и были гораздо быстрее местных собак, но азартным старателям и этого 
было не достаточно. В целях улучшения скоростных качеств началась селекция, в результате которой и получились
аляскинские хаски. Постепенно конкурентные гонки на собачьих упряжках превратились в спортивные забеги.

За пределами Северной Америки спорт с собаками долгое время не развивался, за исключением Норвегии, 
где интерес к нему возник благодаря  путешественнику Амундсену, использовавшему упряжных собак в полярных
экспедициях.

В России до 90-х годов ХХ-го века гонки на собачьих упряжках считались национальным видом спорта и проводились 
как дань местным традициям в рамках северных национальных праздников. Но еще в 1920 г. Рýаль Амундсен, первый 
человек, достигший Южного полюса именно на упряжке, восторженно написал:

«В езде на собаках эти русские и чукчи стоят выше всех, кого мне приходилось видеть».

Ездовой спорт делится на два подвида - снежные дисциплины и бесснежные (так называемый драйленд – "сухая земля"), 
то есть гонки по снегу и гонки по любому твёрдому покрытию без снега.

Зимние дисциплины включают в себя соревнования упряжек, где несколько собак запряжены в специальные сани – 
нарты, управляемые спортсменом, которого называют каюром или машером. Настоящие северные нарты делаются из
дерева и кожаных ремней без единого гвоздя. Спортивные же производятся из специального пластика и легких металлов. 
Этот вид соревнований называется "Ном-стайл" – 
от названия поселка Ном на Аляске, где издавна проводились гонки
упряжек, 
самой известной из которых стала Великая гонка Милосердия в 1925 году. Эстафетная гонка длиной 1085 км
с участием 20 машеров и 150 собак, 
на которых в Ном, поражённый эпидемией дифтерии и находившийся под угрозой
полного вымирания, доставили вакцину, спасшую население Нома от гибели.

Также в зимние дисциплины входит ски-джоринг (лыжник с собакой) и пулка (лыжник и собака, везущая груз в 
небольших санках). 

При отсутствии снега самые известные дисциплины ездового спорта это: 
картинг, где собак впрягают в небольшие колесные тележки – карты, управляемые спортсменом,
скутеринг, где спортсмен находится на специальном самокате,
байкджоринг – здесь собака буксирует велосипед
и каникросс – пса пристегивают к бегуну.
В последнее время набирает популярность дог-трекинг - экстремальный пешеходный туризм по пересечённой
местности в паре с собакой.

В ездовом спорте есть разделение на дистанции и деление на классы.
Короткие дистанции (спринты) это до 25 км, средние дистанции (миды) от 25 км до 300 км и от 300 км и дальше – 
длинные (лонги).
Классов два: открытый – в нем участвуют абсолютно любые породы. Если сравнивать с автоспортом, это гонки на
любых 
марках, но с тюнингом. И чистопородный класс – сравним с гонками на серийных авто различных марок.
Конечно 
«серийные авто» по скорости не могут соперничать со скоростями отлично «тюнингованных».
Сибирские хаски и аляскинские маламуты бегают в отдельных породных классах без конкуренции со спортивными 
метисами.

Для туристов чаще всего собирается упряжка из шести собак, с большим количеством неопытному человеку справиться
сложно. Собаки занимают свои места 
в упряжке не случайно, у каждой есть своя функция и свое место.
Без сообразительного и уравновешенного лидера не будет мозга упряжки, без могучих рулевых остальные псы не смогут
тянуть тяжелые нарты, 
а без центральной пары, корректирующей все действия товарищей, распадётся и сама упряжка.
Место в упряжке не имеет никакого отношения к положению собаки 
в стае. В стае, конечно, случаются драки и
конфликты, и это обязательно учитывается при формировании упряжки. Собак «мирят» и «дружат» между собой,
подбирают 
в команду с учетом характеров и отношений друг с другом для слаженной работы.

Передняя собака или пара собак – лидеры. К слову, вожак стаи и лидер упряжки – совершенно разные понятия.
Лидеры, как правило, очень опытные собаки. Они ни на что не отвлекаются и находятся в полном контакте с каюром.
Задачи лидеров – слушать и выполнять команды, задавать темп, направление, управлять поворотами, начинать
движение и останавливать упряжку.

Идущих за лидерами собак называются тим-догс - командные собаки или так называемые «качели», прочная рабочая
середина, на которую опирается вся упряжка. Их задача – поддерживать ровный темп движения и порядок. Тим-догс
упорны и дисциплинированы.

В конце упряжки прямо под самой нартой ставятся наиболее мощные рулевые собаки – их ещё называют «колеса».
На них ложится основная силовая нагрузка. 
Как правило, это очень сильные и выносливые кобели.

Схематично упряжь для езды на нарте, формируется так:

К нарте крепится длинный трос – потяг, заканчивающийся амортизатором для смягчения рывков. На собак надеваются
специальные шлейки, подобранные 
по индивидуальному размеру и распределяющие нагрузку на собак, и каждая
собака пристегивается к потягу двумя постромками, которые крепятся карабинами к шлейке и к ошейнику, чтобы
собаки не разворачивались и не уходили в сторону.

Пара лидеров соединяется за ошейники не с потягом, а друг с другом.

Основные команды «лево», «право», «стоп». Для начала движения подается команда «хей-хей».

В нашем питомнике собраны крови от заводчиков самых известных спортсменов США, Канады и Норвегии,
победителей множества мировых гонок, самыми престижными из которых считаются Айдитород и Юкон-Квест.

На протяжении нескольких лет наши спортивные упряжки занимали первые места практически во всех российских
соревнованиях, а в марте 2014 года стали вице-чемпионами Чемпионата Европы, проводившегося в Финляндии.

На сегодняшний день команда нашего питомника является самой профессиональной и сильнейшей в России.